Система понятий медицинской психологии

Поэтому к раскрытию понятия «медицинская психология» надо идти от тех явлений, которые одновременно являются и объектами изучения медицины, и объектами изучения психологии. А этого нельзя сделать, не поняв сущности и различий объектов, изучаемых общей психологией, медициной и медицинской психологией.
Объекты науки — это те феномены (вещи и явления) и их связи, которые данная наука изучает, как говорил Ф. Энгельс, «вырывая» их из всеобщего взаимодействия. Но, как писал В. И. Ленин, «чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения» . Это требование диалектики, показанное В. И. Лениным на классическом примере стакана, относится к явлениям, изучаемым любой наукой, в том числе и медицинской психологией. Оно расширяет круг объектов и определяет необходимость использования сведений об изучаемом объекте, получаемых смежной наукой.
Поэтому при изучении любого объекта медицинской психологией надо четко различать, что ей самой задано, т. е. должно быть изучено и понято, и что дано, т. е. должно быть взято от других наук.
Наука, создавая теории, опирающиеся на понятия, выражаемые терминами, позволяет не скользить по поверхности явлений, а проникать в их сущность. К. Маркс считал, что если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня.
Поэтому медицинскую психологию, как и любую другую науку, определяют не те объекты, которые она изучает (ведь один и тот же объект могут изучать многие науки), не ее задачи (задача всех этих наук, изучающих один объект, может быть единая) и не ее проблемы (которые могут быть сквозными для ряда наук) и, конечно, не профессия или специальность людей, ею пользующихся или ее разрабатывающих.