Патопсихология

Опережая специальное рассмотрение взаимодействия медицинской психологии и этики, необходимо напомнить, что неслучайно психолог не имеет ни морального, ни юридического права проводить эксперименты в барокамере или на центрифуге в отсутствие врача. Более того, вообще все эксперименты в экстремальных условиях в соответствии с советской медицинской этикой не могут проводиться на лицах, являющихся только объектами изучения — на так называемых испытуемых; их проводят на специальных испытателях, которые являются активными участниками эксперимента (Е. И. Кузнец, К. К. Платонов, 1972).

На пересечении психологии с фармакологией, предметом которой является взаимодействие лекарственных веществ с организмом, находится следующая отрасль медицинской психологии — психофармакология. Ее предмет близок нейропсихологии.

На пересечении психологии с общей терапией, предметом которой является теория и практика лечения, лежит психотерапия. Возникнув в рамках психиатрии, она, давно уже став отраслью медицинской психологии, вместе с тем стала и общемедицинской наукой. Если патопсихология, нейропсихология, экстремальная психология и психофармакология могут быть объединены в одну подсистему медицинской психологии, то психотерапия, психогигиена и трудотерапия представляют собой ее вторую подсистему.

Психогигиена лежит на пересечении психологии с гигиеной, уточняя и конкретизируя общий предмет гигиены.

Трудотерапия, имея своим предметом лечебную роль труда, находится на пересечении медицинской психологии, прежде всего психотерапии и психогигиены, как с теми медицинскими науками, в русле которых она применяется, так и с психологией труда и социальной психологией как психологическими науками.

Иногда в медицинскую психологию включают и деонтологию как науку о взаимоотношении врача и больного и о врачебном долге.

Этика — это философская наука, а этическое (нравственное) воспитание — неотъемлемая часть коммунистического воспитания как высшего раздела педагогики. Взаимоотношение врача и больного специфично во всех медицинских науках, является «сквозной проблемой» для психотерапии, психогигиены, трудотерапии. Как уже было показано, есть этические проблемы и в экстремальной психологии.

 

 Опережая специальное рассмотрение взаимодействия медицинской психологии и этики

Есть они и в условиях любого медико-психологического эксперимента. Но во всех этих случаях ведущими в них будут общеэтические нормативы. Следовательно, врачебную этику надо считать разделом этики, лежащим на пересечении ее с медицинской педагогикой, со всеми медицинскими науками и с частью разделов медицинской психологии.

Проблема врач — больной находит свой выход еще в одной отрасли медицинской психологии, лежащей на пересечении последней с психологией труда,-в психологии медицинского труда. Вместе с тем эта отрасль полностью входит в быстро создающуюся сейчас под давлением запросов научно-технической революции синтетическую науку — профессиологию

Профессиология медицинской психологии находится лишь в стадии становления, но, будучи созданной, она еще глубже поможет раскрыть и понять сущность медицинской психологии.

Переходя к раскрытию понятия «личность», прежде всего необходимо отметить, что личность является объектом всех наук, обобщаемых синтетической наукой — человекознанием.

Это обилие наук, изучающих личность, привело к тому, что, несмотря на общность исходных философских позиций, в ней «пока еще нет определения понятия личности, приемлемого представителями разных конкретных наук». Те же определения, которые широко приняты и чаще отличаются друг от друга только ре-дакционно, определяют не личность, а человека в целом. В этом нетрудно убедиться, прочтя следующие определения и сравнив их.

— «Личность (человек. Я. П.) — человеческий индивид (это индивид) как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества».

— «Личность (человек. Я. П.) — это человек (индивид.-Я. П.) в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений».

Проблема личности в философии — это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире.