Личность

При этом делать это надо не в случайном порядке, а в строго закономерной иерархии и субординации, образующей систему, объединяющую ряд параметров этих подструктур в основные уровни личности. На основные подструктуры личности «накладываются» характер и способности, ибо все их свойства являются свойствами личности, входящими в ту или иную из основных подструктур.

Однако, чтобы свойства личности стали чертами характера, они должны быть отчетливо выражены, тесно взаимосвязаны с другими чертами характера и потому проявляться систематически обязательно в различных видах деятельности. Свойства личности и черты характера становятся способностями (хорошими или плохими) только в их взаимодействии с той или иной деятельностью.

Концепция динамической функциональной структуры личности как будет показано ниже, помогает лучше ориентироваться в основных проблемах медицинской психологии. Понимание же основных подструктур как иерархических уровней личности позволяет, акцентируя значение высшей подструктуры направленности, в которую входят и моральные качества личности, не игнорировать и значения нижележащих подструктур.

Мы еще почти ничего не знаем о нейропсихологическом уровне анализа личности, но для анализа темперамента достаточно психофизиологического уровня, для анализа психических процессов — индивидуально-психологического (в частности, с помощью тестов, которые необоснованно боятся так называть), для анализа опыта — психолого-педагогического уровня. Анализ направленности личности, как и ее характера и способностей, опираясь на все эти нижележащие уровни, требует уже высшего социально-психологического уровня.

Социально-психологический уровень анализа личности сближает анализ высшей (хотя и не единственной) подструктуры направленности с социологической структурой. Ведь личность, взятая за целое, кроме психологической структуры, имеет и социологическую. Она включает социальный статус, социальную роль как динамическую характеристику статуса, индивидуально осознанные и принятые личностью социальные, этические, эстетические и правовые нормы, ценностные ориентации и экспектации.